Описание
Всевышний Аллах говорит:
…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!»(«Та ха», 114).
В хадисе говорится: سَلُوا اللَّهَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَتَعَوَّذُوا بِاللَّهِ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَع «Просите у Аллаха полезного знания и молите, чтобы Он защитил вас от знания, не приносящего пользы»[1].
Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что после таслима[2] на утренней молитве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا ، وَرِزْقًا طَيِّبًا وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً «Аллахумма инни ас’алюка ‘ильман нафи‘ан ва ризкан таййибан ва ‘амалян мутакаббалян» («О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благого удела и такого дела, которое будет принято»)[3].
Малик сказал: «Знание и мудрость – это свет, которым Аллах направляет того, кого пожелает, а не владение многочисленными вопросами мусульманского права».
Он также сказал: «Факих не тот, кто разбирается в многочисленных вопросах мусульманского права, а к пониманию религии Аллах приводит, кого пожелает».
Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Тому, кто учится ради лика Аллаха и вечной жизни, Аллах дает то знание, в котором он нуждается».
Ибн Хазм сказал: «Знай, что многие из тех, кто стремится к знанию, усердно читают, погружаются в учебу и уроки, но не получают от него никакого удела. И пусть знает обладатель знания, что если бы оно приобреталось только благодаря усердию, то кто-нибудь другой превзошел бы его. В действительности же знание – дар Всевышнего Аллаха, и чему здесь удивляться? Это лишь причина для смирения и благодарности Всевышнему Аллаху, просьбы приумножить благо и не лишать его».[4]